Широкая известность торговой марки - неотъемлемая составляющая успешного бизнеса. Именно фирменный лейбл позволяет субъекту предпринимательской деятельности обозначить свои товары или услуги на рынке, а популярность бренда существенно повышает стоимость активов фирмы. Следовательно, вопросы правовой охраны торговых знаков являются крайне значимыми.
Фирменные логотипы необходимы для идентификации выпускаемой продукции и выделения ее на фоне аналогичных товаров. Права на товарный знак регламентирует ч. 4 ГК РФ.
Компания-обладатель исключительных прав на использование своего фирменного обозначения может осуществлять с ним следующие действия:
- использовать в любых целях: для маркировки продукции, в рекламных материалах, на собственном интернет-сайте, в официальной документации и др.;
- предоставить или уступить право на его использование третьим лицам;
- заложить в банк;
- запретить другим организациям и частным лицам использовать свой фирменный знак для введения в торговый оборот идентичных товаров и услуг.
Обратите внимание! Правообладатель не вправе запретить использование товарных знаков, если они упоминаются или используются в нерекламных и (или) личных целях.
Как правило, качество брендовой продукции выше. Поэтому недобросовестные конкуренты нередко прибегают к некорректным способам торговли, используя в своих целях торговые знаки популярных марок.
Среди подобных методов можно выделить использование чужого фирменного обозначения для маркировки своих (менее качественных) товаров без согласия на то владельца. Это может способствовать увеличению объема реализации продукции (хотя и на непродолжительное время) и, как правило, наносит огромный ущерб репутации собственника знака.
Второй метод предполагает опосредованное получение прибыли и заключается в том, что компания специально выпускает заведомо некачественную продукцию (оказывает некачественные услуги) в целях подрыва доверия к более успешному конкуренту.
Третьим незаконным методом использования чужого бренда является использование схожей маркировки - для того, чтобы запутать потребителя.
Как защитить товарный знак: планирование действий
Законодатель предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям право на защиту своего торгового знака. Для этого существует несколько механизмов, о которых мы расскажем ниже.
Превентивным способом защиты является государственная регистрация фирменной торговой марки в органах Роспатента.
Кроме того, в соответствии со ст. 14 ГК, правообладатель товарного знака вправе осуществлять его защиту самостоятельно. При этом способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за рамки необходимых для его пресечения действий. Применительно к товарному знаку подобными мерами можно назвать проставление на товарах специальных труднокопируемых изображений (голограмм), обеспечивающих возможность отличить оригинал от подделки.
Если же право на интеллектуальную собственность все-таки было нарушено, к виновнику могут быть применены меры административно-правовой, гражданско-правовой и даже уголовной ответственности.
Досудебное решение
В случае, если нормы, регулирующие использование товарных знаков, были нарушены непредумышленно, возможно, с виновником удастся договориться мирно: посредством переговоров, рассылки уведомлений, претензий и др. В противном случае за восстановлением справедливости придется обращаться в административные и судебные инстанции.
Основания для предъявления требований
Основанием для предъявления требования о защите права на индивидуальный фирменный знак выступает установленный факт несанкционированного использования обозначения, полностью или практически идентичного уже зарегистрированному лейблу. При этом нарушением будет маркировка таким знаком товаров и (или) услуг того же рода в период и на территории действия оригинального товарного знака.
Кому предъявлять требования
В ситуации, когда вторая сторона конфликта отрицает право собственности владельца на его товарный знак, ответчиком будет выступать субъект, не признающий этих прав.
Для пресечения действий, нарушающих законные прав собственника торговой марки, претензии направляются непосредственно нарушителю.
Если нужно добиться компенсации ущерба за незаконное использование интеллектуальной собственности - к ответу следует призвать того, кто ведет свою деятельность без согласования с правообладателем.
Если контрафакт необходимо конфисковать - будет наказан изготовитель подделок, а также продавец, перевозчик, хранитель.
Обратите внимание! Исковые требования о нарушении прав на товарный знак могут быть предъявлены нескольким субъектам одновременно (например, в случае реализации продукции под обозначением, используемым без разрешения правообладателя, нарушителями являются и изготовитель, и продавец), однако каждый из них будет нести ответственность только за свои неправомерные действия.
Способы защиты прав на товарный знак
Процедура выявления нарушения и защиты прав владельца торговой марки обычно происходит по следующему алгоритму:
- обнаружение в торговле контрафактных товаров;
- контрольная закупка подделки;
- проведение экспертизы для подтверждения сходства с товарным знаком, являющимся причиной конфликта;
- обращение в соответствующие органы.
Обратите внимание! Нужно обязательно сохранить чек на покупку контрафактного товара, сделать фотографии торговой точки и продавца, уточнить адрес производителя. Все это будет использоваться в качестве доказательств нарушения прав пострадавшей стороны.
Гражданско-правовая
Гражданско-правовой способ защиты предполагает обращение потерпевшей стороны с исковым заявлением в суд.
Выбор судебной инстанции зависит от возможности или невозможности ведения конструктивного диалога с правонарушителем. Если договоренности удалось достичь, то по обоюдному согласию сторон спор рассматривается в третейском суде, а если нет - жалоба направляется в арбитражный суд.
Еще одним методом защиты гражданских прав при незаконном использовании обозначения товара является публикация решения суда в СМИ. Это делается для того, чтобы восстановить деловую репутацию пострадавшей стороны. Обычно для этого привлекаются масс-медиа, где была размещена реклама продукции или услуг под чужим брендом.
Кроме того, за несанкционированное использование принадлежащего другому владельцу товарного знака или обозначения, которое можно принять за него, законодателем установлена уголовная ответственность. Ст. 180 УК РФ также предусматривается ответственность за использование предупредительной маркировки, если данное обозначение не зарегистрировано в установленном порядке.
Административно-правовая
Административно-правовой способ защиты фирменного обозначения предполагает использование следующих методов:
- подача жалобы в вышестоящее подразделение (материнскую компанию) предприятия-нарушителя. Данный метод может быть применен только к дочерним организациям;
- подача возражения против регистрации какого-либо товарного знака в палату по патентным спорам;
- обращение с ходатайством о нарушении правил конкуренции в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Обратите внимание! Споры о защите товарных знаков подпадают под компетенцию антимонопольных органов лишь в тех случаях, когда имеются факты недобросовестной конкуренции.
Основаниями для административного расследования по делу могут выступать следующие обстоятельства:
- отсутствие различительных особенностей у нескольких товарных знаков;
- содержание в фирменном логотипе частной компании государственных, официальных и культурных символов;
- введение в заблуждение и противоречие интересам общества, принципам морали и гуманности;
- злоупотребление правом;
- игнорирование правил конкуренции;
- нарушение условий регистрации торговой марки;
- окончание срока действия товарного знака.
При данном способе урегулирования конфликта возмещение убытков в пользу пострадавшей стороны не предусмотрено. Максимум, на что можно надеяться, - это наложение штрафа на правонарушителя.
Судебная
В ходе рассмотрению спора по товарному знаку в суде, потерпевшая сторона может предъявить требование о прекращении незаконного использования обозначения и возмещении убытков, причиненных ей в результате действий правонарушителя.
Однако установить размер нанесенного ущерба не всегда представляется возможным, поэтому истец вправе требовать от ответчика выплаты денежной компенсации, размер которой может варьироваться в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Он определяется по усмотрению суда, исходя из характера нарушения.
Результатом судебного разбирательства может выступать следующее:
- запрет на использование товарного знака в коммерческих целях;
- возмещение убытков, связанных с нарушением права на использование товарных знаков.
- получение компенсации.
Для того, чтобы определиться, что имеет смысл требовать в каждом конкретном случае, следует обратиться за советом к юристу. Консультация специалиста поможет решить проблему оптимальным для вас способом и в кратчайшие сроки.