Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Трудовая книжка – главный документ, где содержатся сведения обо всех ваших работодателях и стаже (ст. 66 ТК). По крайней мере, официальном. Эта информация точно нужна при оформлении пенсионных выплат в ПФР. Но если трудовая утеряна, как оформить пенсию? Получается, подтвердить пенсионные баллы и стаж не получится? Нет, получится! Трудовая вообще может не потребоваться при оформлении. А если и потребуется, то стаж можно доказать и по-другому. Рассказываем, о чем речь.

Нужна ли трудовая при оформлении пенсии?

Возможно. Но совсем не обязательно. Согласно п. 10 Правил подсчета страхового стажа, периоды работы, дающие право на пенсию, подсчитываются по данным индивидуального учета. Его ведет ПФР. То есть, в Пенсионном фонде уже есть информация о вашем стаже, его длительности и даже заработках. Если вы согласны получать пенсию, рассчитанную на основании этих данных, для оформления пенсии будет достаточнозаявленияи копии паспорта (Приказ Минтруда № 958).

Другой вопрос, если ПФР располагает неполными сведениями, в базе отражены не все предприятия, где вы когда-то работали. Подтвердить работодателей можно при помощи трудовой книжки и других документов. Трудовая утеряна? Это проблема. Но проблема решаемая. Обо всем по порядку.

Как оформить пенсию без трудовой?

Прежде чем нервничать, сначала проверьте, какие сведения о вашем стаже есть в ПФР . Возможно, поводов для волнения нет и на индивидуальном счету отражены все места работы. Это можно сделать:


  1. На официальном сайте ПФР. Посмотрите сведения о сформированных пенсионных правах. Вариант для тех, у кого есть доступ к ЕСИА.
  2. Через Госуслуги. Закажите справку о состоянии лицевого счета.
  3. Лично в отделении ПФР по заявлению.
  4. Через МФЦ, на личном приеме.

В результате вы узнаете, весь ли стаж учтен на счету. Если да – все в порядке, берем паспорт и идем в ПФР писать заявление о назначении пенсии. Срок его рассмотрения – 10 суток, после чего вам сообщат о принятом решении и размере назначенной пенсии. Трудовая не нужна!

А вдруг, там учтен не весь стаж? Как восстановить трудовую книжку, если она утеряна?

Можно ли восстановить трудовую?

К сожалению, это невозможно. Это не права и не свидетельство о браке – государственных органов, которые бы отвечали за ведение трудовых книжек, в России нет. Вы – единственный, кто за нее отвечает, если она была у вас на руках. Выдать дубликат просто некому. Единственное, что может заменить трудовую – ее нотариально заверенная ксерокопия (Письмо ПФР № 25-19/14554).

Но варианты, как восстановить записи, если трудовая книжка утеряна, все-таки есть. Это можно сделать на основании других документов, которые, как и трудовая, подтверждают сроки и место работы. Среди них (п. п. 11-17 Правил):


  • трудовые договоры;
  • справки, выданные бывшими работодателями или представителями власти;
  • выписки из приказов работодателя и трудоустройстве, назначении на должность;
  • выписки из лицевых счетов, зарплатные ведомости и другие.

Все эти документы – единственный способ, как подтвердить стаж, если трудовая утеряна. Они должны быть подписаны руководителем и скреплены печатью органа или предприятия, которые их выдали. Для подтверждения трудовых периодов такие документы должны содержать:

  • номер и дату выдачи;
  • ФИО и дата рождения лица, чей стаж подтверждается;
  • место и период трудоустройства на конкретном предприятии;
  • должности, которые гражданин занимал;
  • документы, которые это подтверждают.

Важно! Если вы были устроены не официально и работодатель не платил за вас страховые взносы, такие периоды работы не считаются страховыми и не влияют на назначение пенсии. Их подтверждать не имеет смысла.

А если предприятие ликвидировано?

Если неподтвержденный стаж приходится на период работы в организации, которая на нынешний момент не существует, этот вопрос тоже можно решить. Во-первых, сразу обратитесь к специалистам ПФР по месту жительства. Тут вам помогут «найти концы», расскажут, какие документы нужны, где их искать и как оформить пенсию без трудовой книжки.

Потом вас направят:

  • или в контору, которая является преемником ликвидированного предприятия – он тоже может выдать справки о периодах вашей работы;
  • или в госархив, где хранятся документы ликвидированного предприятия. Там выдадут выписку.

А если документы в архиве отсутствуют, периоды работы могут подтвердить свидетели. Вы можете найти двух человек, у которых есть документы о том, что они на этом предприятии работали. Если они подтвердят, что вы там работали вместе с ними, и при этом какие-либо документы на ликвидированное предприятие отсутствуют, ПФР вправе признать ваш стаж «по свидетельским показаниям».

А если не сработает и это, единственный способ – обращаться с иском в суд. Теперь только он вправе подтвердить факт вашей работы.

Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу Как оформить пенсию, если утеряна трудовая??
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
8 499-577-04-56