Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Российские компании выходят на международные рынки и находят потребителей своей продукции и услуг за границей. Экспортные сделки расширяют географию бизнеса отечественных компаний, позволяют получить дополнительный доход, приобрести положительную репутацию фирмы, работающей на внутреннем и внешнем рынке. Однако работа с экспортом не только открывает новые перспективы и возможности, она также связана с новыми сложностями, к которым относится проверка иностранных контрагентов.

Перед принятием решения о сотрудничестве на стадии знакомства с зарубежной компанией российские фирмы, использующие взвешенный подход к деловым партнерам, стремятся выяснить благонадежность и добропорядочность будущего контрагента. Возникают следующие вопросы:

  • в каких реестрах искать информацию;
  • имеется ли информация о зарубежных компаниях в открытом доступе;
  • какие документы запрашивать у контрагента;
  • чье мнение о деловой репутации зарубежной компании является объективным и авторитетным.

Процесс проверки контрагента-нерезидента РФ при подготовке экспортной сделки индивидуален. Он не может быть одинаково эффективным применительно ко всем фирмам, не существует универсальных способов выяснения благонадежности партнера, который бы избавил руководство отечественных компаний от сомнений и свел на нет все риски. Но можно применять единые меры предосторожности, актуальные для работы на любом рынке - как внутреннем, так и внешнем:

  • если вы работаете по предоплате, решающее значение может иметь отсутствие опыта работы, небольшой масштаб бизнеса партнера;
  • если контракт предусматривает отсрочку платежа, стоит обратить внимание на показатели платежеспособности.

Для чего нужно проверять иностранных контрагентов?

Проверка иностранных контрагентов позволяет своевременно принять решение о сотрудничестве с зарубежным партнером или об отказе от работы с ним, в зависимости от результата оценки. Целью проверки является снижение рисков финансовых потерь бизнеса. Если российская компания не относится к выбору партнеров с должной осмотрительностью, она рискует быть обвиненной в сотрудничестве с фирмами-однодневками и попытке уклониться от налогообложения. При возникновении сомнений у сотрудников отечественных государственных структур могут последовать проверки налоговой, таможни, органов экспортного и валютного контроля.


Последствия могут быть серьезными:

  • налоговая инспекция не вычтет НДС;
  • банк отправит сообщение экспортному и валютному контролю о подготовке сомнительной транзакции;
  • таможенная служба задержит на границе груз;
  • органы экспортного и валютного контроля проведут выездную проверку финансово-хозяйственной деятельности компании.

Если имеется возможность провести проверку иностранных контрагентов, необходимо узнать о:

  • деловой репутации;
  • платежеспособности;
  • солидности будущего партнера.

Уровень деловой репутации демонстрируется:

  • опытом в узкой сфере бизнеса;
  • выполнением обязательств - добросовестность, тщательность;
  • стремлением учесть пожелания контрагента, решать все сложные ситуации переговорами.

О платежеспособности судят по:


  • отсутствию судебных споров, просрочек кредиторской задолженности;
  • общему объему финансов фирмы;
  • составу банковских и финансовых учреждений, ведущих дела с компанией;
  • аккуратности исполнения платежей, соблюдению сроков оплаты счетов.

Солидность делового партнера определяют по:

  • степени диверсификации бизнеса;
  • штатной численности;
  • количеству предприятий, размеру производственных площадей;
  • постоянным клиентам фирмы, о которых имеется информация на официальном сайте компании, поскольку такими деловыми связями гордятся, информация легко проверяется.

Оформление деловых отношений с зарубежным партнером необходимо осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений. Преимущество такого подхода заключается в том, что компании берут на себя обязательства по выплате денег и реализации оговоренных услуг в установленные сторонами договора сроки.

Обратите внимание! Вы можете выбрать варианты деловых отношений с потенциальным контрагентом: твердая и свободная оферта.

По свободной оферте не установлено каких-либо ограничений в количестве фирм-партнеров. Обе стороны не берут на себя строгие обязательства, поэтому этот способ не подходит для серьезных, рискованных сделок. Твердая оферта устанавливает жесткие рамки взаимодействия для сторон, она оформляется через подписание официального документа с указанием срока выполнения обязательств. Преимущество твердой оферты заключается в том, что ее стороны не вправе сотрудничать с другими контрагентами по тому же вопросу до окончания срока. Внешнеэкономический контракт должен исполняться надлежащим образом.

Порядок действий

Следует запросить у иностранной компании сведения о ней самой, личности и полномочиях руководителя. Полномочия подписантов подтверждаются учредительными документами. Чтобы убедиться в достоверности представленных бумаг, необходимо запрашивать заверенные копии. Если вы имеете дело с представителями, действующими по доверенности или аналогичному документу, обязательно запрашивайте оригинал этого документа. При взаимной заинтересованности сторон в заключении контракта потенциальный партнер идет навстречу и высылает полный пакет документации для успешного разрешения вопросов и противоречий.

Каждое государство ведет реестр, похожий на российский реестр юрлиц. В Нидерландах такой реестр называется торговым, в Великобритании - Companies House. Это открытые для иностранных пользователей базы данных, в которых можно найти сведения о любой интересующей компании.

Обратите внимание! Сайт налоговой РФ содержит раздел международное сотрудничество, в котором находятся ссылки на налоговые службы стран мира. С их помощью можно проверить иностранных партнеров в объеме предоставленных иностранными ресурсами сервисов.

Оперативную информацию можно получить с ресурсов:

Можно воспользоваться следующими источниками информации - справочниками:

  • Italia Federexport (Италия);
  • Melbourne Big (Австралия);
  • Austria Export Data (Австрия);
  • ABC Europe Production (общеевропейский справочник ФРГ);
  • Wer Liefert Was, Wer Baut Maschinen und Anlagen (ФРГ);
  • Kelly's Business Directory (Великобритания);
  • Trade Directory for Denmark (Дания);
  • Kompass (ФРГ).

По запросу отечественной компании информацию о потенциальном контрагенте из-за рубежа могут собирать торговые представительства РФ, Торгово-промышленная палата, региональные ТПП. Для этого необходимо направить им письменное обращение. Актуальность, достоверность, полнота, объем информации полностью зависит от возможностей этих организаций.

Однако наибольшей эффективностью отличаются услуги профильных юридических компаний. Маркетинговые фирмы международного уровня обладают собственными базами данных. Это недешевое удовольствие, однако иногда не найти лучшего способа снижения рисков, связанных с неисполнением обязательств по контракту. Профессионалы, которым вы поручаете проверить иностранного контрагента, эффективно используют источники открытой и закрытой от обывателя информации.

Проверка зарубежного контрагента: когда следует насторожиться

Оценив платежеспособность, репутацию и солидность делового партнера, российские компании получат полную картину сведений о зарубежной фирме, с которой предстоит вести дело. Дополнительно стоит выяснить:

  • отношение к подписанию контракта - внимательность прочтения, внесение поправок или готовность к подписанию варианта партнера не глядя;
  • офшор в Гонконге или на Виргинских островах вызывает подозрения;
  • электронный ящик для переписки должен быть корпоративным, не должны использоваться бесплатные почтовые сервисы, хотя нередко солидные фирмы ведут переписку с бесплатных почтовых адресов;
  • наличие официального сайта компании, который должен выглядеть презентабельно, быть наполненным, грамотно составленным. Работает множество компаний-обманщиков, однодневок, которые заманивают к себе иностранных покупателей за небольшую плату 10-30%, а затем исчезают.

Мы советуем вам проверять иностранных контрагентов с помощью наших юристов, с которым можно связаться через онлайн-форму на сайте или по телефону.

Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу по проверке иностранного контрагента?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
8 499-577-04-56