В любой стране предусмотрены нормативные акты, в соответствии с которыми гражданин может вернуть приобретенное изделие в ситуации, если с ним возникли проблемы, оно было ненадлежащего качества, не выполняло своих функций либо просто не понравилось. Законодатель РФ также регулирует права и обязанности как продавцов, так и покупателей. Вопросы обмена и возврата товаров рассмотрены в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 ( далее – Закон № 2300-1).
Можно ли вернуть товар надлежащего или ненадлежащего качества в магазин в течение 14 дней? Где посмотреть список товаров, не подлежащих обмену и возврату? Как правильно составить заявление? Обо всем этом читайте в нашей статье.
Возврат товара надлежащего качества
Вернуть покупку в магазин в 2017 году без существенной причины, если вещь качественная, сложно. Закон № 2300-1 не обязывает продавца возвращать деньги назад покупателю, если последний не захотел приобретать вполне качественное изделие. Однако предусмотрена замена продукции на аналогичную в той же торговой точке. Причин для обмена может быть несколько: продукция не подошла по форме, габаритам, расцветке либо комплектации.
Обратите внимание! Ст. 25 Закона № 2300-1 указывает, что возврат товара либо замена изделия возможны в течение 14 дней после покупки.
Законодатель однозначно установил права и обязанности сторон при обмене качественных изделий. Покупатель вправе получить аналогичную вещь такой же стоимости, при неравноценном размере цены осуществляют перерасчет. Если нужный предмет на складе отсутствует, то потребителю должны вернуть деньги в течение трех дней наличными или путем перечисления на карту. Это зависит от того, каким способом он платил за покупку.
Возврат товара ненадлежащего качества
Возврат товара ненадлежащего качества – правовой механизм, который предназначен для защиты прав и интересов потребителей. К возврату некачественной продукции можно прибегнуть, если в купленном предмете нашлись дефекты.
На основании ст. 4 Закона № 2300-1 и ст. 469 ГК РФ изделие считается некачественным в следующих ситуациях:
- Не соответствует заявленным параметрам.
- Нет возможности применять предмет покупки по его назначению (но не в случае нарушения покупателем условий эксплуатации либо в силу форс-мажорных обстоятельств).
При выявлении дефектов в товаре, в соответствии со ст. 18 Закона № 2300-1, возможно следующее:
- Замена на аналогичный качественный предмет.
- Возврат денежных средств за продукцию ненадлежащего качества.
- Направление изделия в сервисный центр для гарантийного ремонта.
- Снижение цены.
- Замена на другую вещь с соответствующим перерасчетом.
Покупатель может выбрать любой из этих вариантов.
Особенности возврата некоторых видов товаров
Если товар некачественный, вне зависимости от того, продовольственный он или промышленный, вы вправе его возвратить или обменять. Но имеется перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату. Список невозвратных изделий прописан в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования…» от 19.01.1998 г. № 55 .
В случае, если продукция ненадлежащего качества, произвести замену можно в течение гарантийного периода, предусмотренного в паспорте, соответствующем руководстве. На определенные вещи установлен лишь срок годности. Кроме того, по законодательству, потребитель имеет право возвратить продукцию в разумных рамках времени - как правило, в течение 2-х лет после приобретения покупки.
При совершении покупки сложной техники (авто, компьютер, холодильник, и т. д.), вернуть или заменить ее возможно в пределах 15-ти дней. Дальнейший возврат осуществляется в ситуации, если:
- имеются существенные недостатки;
- продавцом нарушены законодательные сроки устранения дефектов;
- проведение ремонта изделия в общей сложности превысило 30 дней (при этом осуществлялось неоднократно).
Заявление на возврат товара
Оформить заявление на возврат предмета покупки либо денежных средств можно в следующих ситуациях:
- Продукция надлежащего качества, но не подошла вам по каким-то параметрам.
- Некачественная вещь, на которую не истек срок гарантии.
- Продукт ненадлежащего качества, гарантированный срок прошел, но не истекло два года со времени приобретения.
Форма документа может быть свободной, но рекомендуется наличие основных блоков. В шапке заявления нужно указать.
- Кому: ФИО руководителя, его должность, полное название организации, ее местоположение.
- От кого: ФИО заявителя, паспортные и контактные данные.
Далее идет основная часть претензии:
- Нужно указать событие совершения покупки, дата, место, время, цена.
- Предъявляются требования покупателя: обмен товара, а также снижение цены, ремонт изделия и т. д.
- Характеристики изделия.
- Описание дефектов, выявленных недостатков.
- Указание об ответственности продавца при осуществлении экспертизы, проводимой за его счет. Рекомендуется отметить, что при отказе удовлетворения требований, заявитель обратиться в суд для взыскания морального ущерба. Обстоятельства нужно излагать четко и лаконично.
- Перечисляются приложенные ксерокопии бумаг, указывается общее число страниц.
- Подпись покупателя и дата.
Документ составляется в 2-х копиях:
- Одна из них отдается в магазин на руки продавцу.
- Вторая остается у покупателя (на экземпляре указывается подпись работника, который принял претензию, и ставится дата).
Если продавец не принимает претензию
Если вы грамотно составили заявление о возврате средств либо обмене, с соблюдением всех законных сроков и правил, но продавец все равно не удовлетворяет требования в претензии, стоит обратиться в суд.
Доказательство вашей позиции в суде – это правильно оформленная претензия на возврат и письменный отказ продавца в удовлетворении заявления.
Обратите внимание! Требовать в судебной инстанции от магазина можно не только возврата стоимости покупки, но и возмещения морального ущерба, пени за просрочку, судебные расходы.
Для грамотного составления иска в судебный орган нужно следовать следующим правилам:
- Соберите всю информацию об организации.
- Обязательно ссылайтесь на нормы законодательства и постановления, на основании которых можно удовлетворить ваши требования.
- Определитесь с подсудностью.
- Перечислите всю документацию, приложенную к иску (чеки, договоры, накладная и т. д). В суде используются только их ксерокопии.
- Рассчитайте размер суммы требований (материального ущерба, морального вреда, различных штрафов и пени);
- Отправьте документы в суд или отдайте лично в приемную.
Рассмотрев исковое заявление, судья либо назначит судебное заседание, либо оставит иск без движения, либо вернет его на доработку заявителю.
Возврат мебели
Если мебель качественная, то возвратить ее в торгующую организацию проблематично, но есть определенные нюансы. Так, в Законе № 2300-1 мебель относят к категории технически сложных товаров, то есть вернуть её продавцу в надлежащем состоянии невозможно. Речь идёт о мебельных комплектах и гарнитурах, та же мебель, которая продается поодиночке, считается обычным изделием.
Если вы купили один предмет, в течение 2-х недель вы вправе обменять его на аналогичную продукцию, даже не объяснив причину этого.
При возврате мебели ненадлежащего качества следует доказать, что в изделии нарушена функциональность, есть дефекты. Использование изделия в полной мере должно быть невозможным. Если есть механические повреждения, возврат или обмен бракованной мебели производится на законных основаниях. Ненадлежащее качество фиксируется в виде акта, оформленного вместе со специалистами. Как правило, недостатки изделия очевидны и не требуют экспертных знаний. Но если сотрудник магазина отказывается признать дефекты, то необходима экспертиза.
Возврат бытовой техники
Возврат бытовой техники возможен, если:
- изделие не подошло по форме, размеру, габаритам, а также расцветке, фасону, комплектации – в течение 2-х недель (за исключением технически сложных товаров);
- в предмете покупки обнаружены дефекты - 15 дней с момента приобретения для технически сложных товаров.
Чтобы вернуть неисправную бытовую технику, требуется подготовить соответствующую письменную претензию. В ситуации возврата качественной продукции нужно предоставить его в целости и сохранности, желательно наличие чека.
Возврат товара юридическим лицом
При предъявлении претензий о возврате товара юридическим лицом, предпринимателем либо прочим субъектом хозяйственной деятельности продавец обязан руководствоваться составленным договором купли-продажи, а в ситуации его отсутствия - нормами ГК РФ.
Если же одна из сторон имеет претензии ввиду ненадлежащего качества продукции либо хочет вернуть нереализованный предмет покупки, то вопрос решается в арбитражном суде.
В гл. 27, 28, 29 и 30 ГК РФ раскрыты все аспекты взаимосвязей между юридическими лицами при заключении, выполнении и расторжении договора. Возврат товара надлежащего качества между юридическими лицами происходит несколькими способами. В ситуации, если в договоре не отмечены конкретные действия, поставщик вправе сделать скидку на свою вещь, обменять ее на качественную, а также оплатить ремонт, расторгнуть соглашение, уплатив неустойку.
Если же товар качественный, но покупатель в силу разных обстоятельств пожелал его вернуть, осуществить этот процесс можно только за счет заключения нового договора между юридическими лицами.
Таким образом, основную часть продукции при наличии веской причины вы вправе возвратить.
Обратите внимание! Вернуть покупку и забрать деньги можно не только у продавца, но и у изготовителя, уполномоченного представителя, а также импортера. Для подачи претензии вам предоставлено 14 дней с момента приобретения изделия.
Возврат товара между юридическими лицами регламентирован положениями ГК РФ и требует четкого соблюдения установленного законодателем порядка.
Вам потребуется поддержка юристов в форме простой консультации или комплексного сопровождения дела. Задайте вопрос в режиме онлайн на веб-портале, и наши специалисты расскажут, как вернуть товар в вашей ситуации.