Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Федеральный закон № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» начал действовать с 3 июля 2016 года. Чтобы воспользоваться положениями этого нормативно правового акта, необходимо знать что такое жалоба на коллекторов, образец которой не является фиксированным, и куда жаловаться на коллекторов.

Закон о коллекторской деятельности

Коллекторская деятельность определяется как предпринимательская деятельность организаций, которые занимаются взысканием задолженностей. Роль коллекторов – обеспечить скорейшее погашение долга. Закон о коллекторской деятельности № 230 установил допустимые действия коллекторов по отношению к должнику:

  • взаимодействие через телефонные разговоры, личные встречи;
  • сообщения через сети электросвязи;
  • почтовые отправления должнику.

Законом, согласно статье 7, запрещено:

  • звонить чаще 8 раз в месяц;
  • отправлять голосовые сообщения, смс чаще 16 раз в месяц;
  • приходить лично чаще 4 раз в месяц.

Неправомерные действия коллекторов

Создавая задолженность, налогоплательщик нарушает права кредитора и закон, но он по-прежнему может защищать свои интересы. Требование оплатить задолженность является совершенно законным, в то время как действия, с помощью которых пытаются вернуть деньги, могут совсем не соответствовать закону.


Основной метод коллекторов – это телефонные звонки. Они могут поступать в разное время суток и даже с разных номеров телефона, как на мобильный, так и на стационарный домашний и рабочий телефоны. Такими телефонными звонками они нарушают статью 15 закона «О потребительском кредите (займе)».

Нередко случается, что коллекторы распространяют информацию о должнике и его долге посторонним людям. В таком случае нарушается статья 7 закона персональных данных, которая указывает, что сотрудники, имеющие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать эту информацию посторонним лицам без согласия на это самого должника.

В телефонных звонках коллекторы и кредиторы могут угрожать приездом к должнику на работу или домой, угрожать и запугивать другими незаконными действиями. Если человек не проживает по месту, указанном в договоре о кредите, коллектор может выпытывать эти сведения у соседей, родственников и коллег по работе. Такие действия нарушают статью 137 Уголовного Кодекса и наказываются штрафом. Статья устанавливает несение ответственности за собирание, распространение сведений о частной жизни человека, которые могут составлять семейную или личную тайну.

Обратите внимание!

В случае, если коллекторы приехали домой к должнику, их действия могут нарушать статью 139 Уголовного Кодекса Российской Федерации о незаконном проникновении в дом или помещение, совершённое против воли лица.

Когда нужно подавать жалобу на коллекторов

Для подачи жалоб в разные инстанции должнику достаточно столкнуться с нарушением закона со стороны коллекторов или кредиторов.


Куда жаловаться на коллекторов

На вопрос куда жаловаться на коллекторов поможет ответить характер нарушений, допущенных ими. Обычно жалобы подают в такие организации, как национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), ФССП России, полиция, Роспотребнадзор, прокуратура и другие.

За различные нарушения прав установлена административная ответственность в виде штрафа юридических и должностных лиц с возможностью дисквалификации. Строгие штрафы предусмотрены, если коллекторской деятельностью занимаются лица, не зарегистрированные как коллекторская организация. Суд может заставить возместить материальные и моральные убытки, нанесённые должнику.

Структура жалоб в различные органы имеет одинаковый набор реквизитов:

  • «шапка» заявления, кем оно составлено и кому адресовано;
  • наименование документа посреди строки «Жалоба»;
  • описание незаконных действий, совершенных по отношению к должнику;
  • просьба предпринять определённые меры согласно заявлению;
  • дата написания жалобы и подпись;
  • перечень доказательств и прилагаемых документов, если такие имеются.

Обратите внимание!

Детали обращения могут отличатся в зависимости от того, куда оно подаётся.

Жалоба в ФССП

Федеральная служба судебных приставов ФСПП является главным надзорным органом, контролирующим коллекторскую деятельность.

Претензию к работе коллекторов нужно излагать в жалобе Федеральной службе судебных приставов. Сделать это можно:

  • устно, в телефонном звонке или явившись в ведомство лично;
  • письменно, подав заявление;
  • онлайн на официальном сайте службы. Для этого в разделе «Обращения» необходимо заполнить электронную форму.

Все жалобы, независимо от формы их подачи, направляются в территориальный филиал ФСПП по месту нахождения коллекторской организации, указанной в обращении. В тексте жалобы необходимо указать, обращался ли должник ранее в правоохранительные органы по этому вопросу. Если такое обращение имелось, к заявлению нужно прикрепить копию протокола как доказательство. Доказательствами могут быть распечатки звонков, свидетельские показания в письменном виде и прочее. Обращение в ФССП часто приводит к внеплановой проверке организации и привлечению её к административной или уголовной ответственности.

Жалоба в Роспотребнадзор

Жалобу в Роспотребнадзор осуществляют  в случае незаконной, по мнению клиента переуступки долга. Должник не потребляет услуги коллекторского агентства, но потребляет услуги банка, который поручает коллекторам взыскание долга, поэтому жалоба пишется непосредственно на кредитора.

Заёмщик в праве пожаловаться на такие действия кредитора:

  • разглашение частной информации, доверенной ему;
  • нарушение процедуры передачи денежного долга;
  • не введение в известность должника о смене кредитора на коллекторскую организацию.

К жалобе прилагают кредитный договор, который подтверждает взаимоотношения с банком.

Жалоба в НАПКА

НАПКА – Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств. В НАПКА обращаются в случае несоблюдения коллекторами правил закона, так как задачей ассоциации есть не только урегулированные законом взыскания, но и законность взыскания по отношению к заёмщику.

Если на должника или его семью оказывают психологическое давление, общаются некорректно, запугивают, тогда подают жалобу на коллекторов в НАПКА. После её рассмотрения должника информируют по оставленным контактным данным.

Жалоба в прокуратуру

Жалоба в прокуратуру, как и жалоба в полицию во многом похожи, но прокуратура имеет более широкий круг полномочий. Прокуратура имеет право проводить проверки законности действий банка и агентства коллекторов, поэтому в обращении есть смысл описать не только нарушения, что были допущены коллекторами, но и банка. После излагаемой проблемы заявитель оставляет просьбу о проведении проверки и требование о защите своих интересов.

Не стоит забывать, какой бы ни была жалоба, должник обязан вернуть занятые ранее деньги кредитору, а обращения в представленные органы помогут сделать процедуру взыскания цивилизованной.

Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.