В силу положений ст 20 Закон о защите прав потребителей, продавец обязан по требованию приобретателя товара с недостатками устранить выявленные дефекты. При этом п 2 ст 20 зозпп в некоторых случаях обязывает продавца обеспечить его на время устранения дефектов аналогичным товаром для использования. В каком порядке устраняются недостатки товаров?
Статья 20 РФ - закон о защите прав потребителей
Законодатель предусматривает ряд защитных мер в отношении потребителей, которые приобрели товар ненадлежащего качества, если продавец утаил или не сообщил покупателю о недостатках при заключении договора купли-продажи. Этому вопросу посвящена Глава II ЗОЗПП 2300-1-ФЗ. Одна из таких мер – право покупателя потребовать бесплатного устранения выявленных дефектов по ст. 18.
Продавец обязан принять товар, в отношении качества которого имеется претензия, провести его проверку, а при необходимости – экспертизу. Если дефекты подтвердятся, по требованию покупателя, обязаны устранить указанный дефект. Предъявить такое требование можно в течение срока действия гарантии или срока годности продукции, а если они не установлены – в разумный срок, но не более чем в 2 года по ст. 19 ФЗ № 2300-1.
В действующей редакции статья 20 ЗОЗПП определяет порядок и сроки устранения недостатков купленного товара.
Полезно знать
Выявленные неисправности продукта подлежат ремонту. Товар должен быть отремонтирован в короткий срок, объективно нужный для устранения неисправностей такого рода обычными способами. Стороны могут письменно договориться о сроке, но он не может превышать 45 дней по п. 1 ст. 20. Ранее оговоренный сторонами срок может быть продлен новым соглашением, в том числе по инициативе продавца, но отсутствие деталей, оборудования и материалов не может служить причиной для такого продления.
Если ремонтируется товар длительного использования, его приобретатель вправе по требованию получить от продавца товар с аналогичными качествами для использования на период ремонта. Товар предоставляется в 3-дневный срок. Указанное требование не распространяется на Перечень товаров, утв. Постановлением Правительства № 55.
Во время проведения ремонта, течение гарантийного срока приостанавливается. Впоследствии он продлевается на тот период, на протяжении которого товар не использовался, в том числе и до его передачи продавцу. Указанный период считается с момента первого обращения потребителя и до получения исправной продукции без дефектов. По результату проведенных работ покупатель вправе получить от продавца письменный отчет со сведениями о:
- периоде проведения ремонта: даты приема и выдачи товара;
- выявленных и устраненных неполадках;
- деталях и материалах, которые использовались при ремонте.
Полезно знать
Если производится гарантийная замена комплектующих или составных частей товара, в отношении которых действовали гарантийные сроки, на новые запчасти устанавливаются аналогичные гарантийные сроки. При этом их течение начинается с момента, когда товар выдается потребителю по окончании ремонтных работ - п. 4 ст. 20 ФЗ № 2300-1.
Статья 23 пункт 1: ответственность продавца
Если продавец просрочит выполнение требований, он будет привлечен к ответственности. За нарушение сроков проведения ремонта дефектного товара, как и за отказ или задержку в предоставлении аналогичного устройства на период ремонта, с лица взимается неустойка в размере 1% от цены продукта за каждый просроченный день по п. 1 ст. 23 ФЗ 2300-1.
Максимальной суммой размер пени не ограничен. Ее начисление осуществляется до момента фактического исполнения требования потребителя по устранению дефектов. Если такие сроки соглашением не оговорены, устранение происходит в минимальный срок незамедлительно. Дата начала начисления неустойки будет зависеть от особенностей товара и его ремонта.
Неустойка определяется в размере 1% от цены продукта, но не на день его покупки, а на день, когда требование покупателя удовлетворено или день вынесения судебного решения.
Статья 23 пункт 2
Если разумные сроки для проведения ремонта истекли, но требование покупателя не выполнено, он вправе отказаться от устранения дефектов и реализовать право на применение иных защитных мер, предусмотренных ст. 18 ЗОЗПП, в том числе потребовать:
- замены товара на такой же или другой марки с перерасчетом цены;
- уменьшения покупной цены пропорционально выявленным дефектам;
- возврата денег за товар и аннулирования договора купли-продажи.
Предъявление новых требований не исключает права на взыскание неустойки. Она рассчитывается до даты предъявления нового требования. Кроме нее покупатель сможет потребовать и возмещения понесенных вследствие приобретения некачественного товара убытков.