Законом предусмотрена обязанность исполнителя услуги выполнить ее качественно. Но что делать, если заказчик и исполнитель разошлись во мнениях Какими способами можно разрешить спор. Какое значение будет иметь претензия на некачественное оказание услуг, некачественное оказание юридических услуг.
Основание для возврата средств за некачественное оказание услуг
Услуга – это деятельность, приносящая пользу тому, для кого она оказана сама по себе.
Можно выделить следующие группы услуг:
- бытовые;
- коммунальные
- образовательные;
- медицинские;
- ремонт автомобилей;
- транспортные;
- связи;
- юридические;
- туристические
- косметические.
Отношения между заказчиком и исполнителем регулируются законом «О защите прав потребителей», если заказчиком выступает физическое лицо, заказывающее услугу исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательством.
Исполнитель несет ответственность за:
- нарушение законного или договорного срока исполнения;
- непредставление потребителю полной информации об услуге;
- недостатки выполненной работы.
Недостаток выражается в несоответствии:
- обязательным требованиям, предусмотренным законом;
- условиям договора, при их отсутствии или неполноте условий — несоответствии обычно предъявляемым требованиям;
- целям, для которых услуга такого рода используется обычно;
- целям, о которых потребитель уведомил исполнителя при заключении договора.
Существенный недостаток характеризуется:
- неустранимостью;
- несоразмерностью расходов или затрат времени для устранения,
- неоднократным выявлением, или проявляется вновь после устранения.
При обнаружении недостатков на основании ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» заказчик вправе выбрать способ защиты:
- соразмерное уменьшения цены;
- незамедлительное безвозмездное устранение недостатков;
- возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- прекращение договора и возврат уплаченной суммы.
Обратите внимание!
Потребитель вправе требовать полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных ненадлежащим выполнением.
Несложно решить вопрос о качестве услуги, если для нее определены четкие параметры. Например, показателем качества отопления помещений является температура воздуха в них: не менее 18°C в общем случае и не менее 20°С для угловых помещений. Достаточно измерить температуру воздуха.
Сложнее установить некачественное оказание юридических услуг.
Правовые акты, которыми регулируется их оказание, отсылают к договору или соглашению, заключенному между доверителем и поверенным. При заключении такого соглашение следует подробно и детально описать права и обязанности сторон, предмет соглашения, действия поверенного или документы, которые ему поручено составить.
Кроме того, правовая помощь имеет специфику, связанную с тем, что поверенный не гарантирует определенный результат. Услуга предполагает разумность и добросовестность действий поверенного и принятие исчерпывающих мер для достижения нужного клиенту результата.
Некачественное оказание юридических услуг может выражаться в следующем:
- пропуск поверенным процессуальных сроков при совершении юридически значимых действий в пользу и по поручению доверителя;
- неявка в судебное заседание;
- составление проекта правового документа с ошибками;
- сообщение клиенту неверных сведений на консультации;
- разглашение конфиденциальной информации;
- утрата документов клиента.
Куда обращаться
Споры о качестве услуг рассматривает суд. При цене иска до 50 тысяч рублей включительно спор подведомственен мировому судье, при более высокой цене –районному суду.
Ненадлежащее выполнение работы может причинить вред: имущественный или здоровью. Если потерпевшему пришлось обращаться за медицинской помощью, а сумма его убытков превысила 5000рублей, то следует обратиться с заявлением в полицию. Ее сотрудники проверят, не имелось ли в действиях исполнителя административного правонарушения или уголовного преступления.
Материалы такой проверки в дальнейшем станут дополнительными доказательствами в суде по делу о защите прав потребителя.
Претензия на некачественное оказание услуг
До обращения в суд исполнителю направляется письменная претензия – это обязательное условие досудебного урегулирования спора.
Претензия предъявляется в пределах гарантийного срока, установленного исполнителем, а при отсутствии такого срока – в разумный срок, но в пределах двух лет с момента принятия исполнения.
Исполнитель, получив претензию, обязан удовлетворить требования потребителя в 10-дневный срок при согласии с ними. Если исполнитель не согласен, а заказчик настаивает, то спор рассматривается судом.
При необоснованном отказе исполнителем в удовлетворении требований потребителя, помимо возврата цены услуги и возмещения вреда, ему придется заплатить потребителю неустойку за просрочку исполнения требований в размере 1% от стоимости услуги.
Как написать претензию
Претензия составляется в произвольной форме и адресуется исполнителю. Если исполнителем было юридическое лицо, то она направляется на имя руководителя по адресу места нахождения организации. Предпринимателю или физическому лицу претензия направляется по месту жительства.
В претензии указывают следующие сведения:
- наименование, либо фамилию, имя, отчество исполнителя;
- адрес места нахождения, либо места жительства;
- описание услуги;
- указание на документ, котором был оформлен договор - квитанция, накладная, чек, билет и тому подобное,
- в чем выражается недостаточное качество услуги и чем это подтверждается;
- в чем выразились вредные последствия ненадлежащего исполнения;
- возник ли моральный вред и в каком размере оценивается;
- требования заказчика по восстановлению его прав и по возмещению возникшего вреда.
Обратите внимание!
Претензия составляется в двух экземплярах, один вручается адресату или направляется по почте, на втором проставляется отметка о приеме, либо к нему подкалывается почтовая квитанция о приеме.
Образец претензии
Примерный образец претензии, направляемой исполнителю:
Кому: _____________________
(наименование юридического лица/ИП исполнителя)
____________________
(ОГРН/ИНН исполнителя)
____________________
(адрес юридического лица/ИП исполнителя)
От: _______________________
(Ф.И.О. заказчика)
_______________________
(адрес для направления ответа)
_______________________
(номер телефона заказчика для связи)
ПРЕТЕНЗИЯ (ТРЕБОВАНИЕ)
на некачественное оказание услуг
__. __. 20__ г. (дата заключения договора) между мной и _______________________ (укажите наименование исполнителя) был заключен возмездный договор № _____ оказания услуг по ___________________ (суть договора, например: «услуг по судебному представительству», «ремонту обуви» и т.п.).
Цена услуг по договору составила ____________ руб.
Во исполнение своих обязательств по договору мной была уплачена в пользу ______________ (наименование исполнителя) денежная сумма в размере ________________ руб.
Договором об оказании услуг установлен гарантийный срок продолжительностью ______ (если услуга предполагает гарантийный срок, например, срок службы прибора после ремонта).
В период установленного на услуги гарантийного срока мной были обнаружены недостатки оказанной услуги, а именно: ____________________ (подробно описываются недостатки услуги, как обнаружены, в чем они выразились).
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Согласно пункту 3 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками оказанной услуги, если они обнаружены в течение гарантийного срока.
На основании изложенного, в связи с обнаружением недостатков оказанной услуги,
ТРЕБУЮ: (выбрать нужное)
1). В срок, не превышающий 10 дней с момента получения настоящей претензии (или иной разумный срок, назначенный заказчиком) безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги.
2). В срок, не превышающий 10 дней с момента получения настоящей претензии произвести соответствующее уменьшение цены оказанной услуги (указать размер уменьшения и обоснование).
3). В срок, не превышающий 10 дней с момента получения настоящей претензии возместить понесенные мной расходы по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (размер и обоснование таких расходов).
Кроме этого, требую также полного возмещения убытков, причиненных мне в связи с недостатками оказанной услуги, а именно: _______________ (указать, в чем выразились убытки и в каком размере были причинены).
В случае, если настоящее требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, я буду вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, в том числе, с требованиями о взыскании неустойки за нарушение срока удовлетворения требований потребителя, денежной компенсации причиненного морального вреда, убытков и штрафа в соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Перечень приложений:
- документы в обоснование предъявленных требований.
_____________ (подпись)
дата: __. __. 20__ г.