Экспертиза товара ненадлежащего качества является способом разрешения спора между покупателем и продавцом. Такой спор может возникнуть, если покупатель пытается вернуть товар из-за его некачественности, а продавец утверждает, что некачественность товара — следствие обращения с ним покупателя, и продавался спорный товар в надлежащем качестве. Закон о защите прав потребителей предполагает, что экспертиза дает сторонам независимое профессиональное мнение для решения спора.
Закон о независимой экспертизе
Пунктом 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей установлена возможность проведения независимой товарной экспертизы в случае разногласий сторон относительно причин непригодности товара. Закон исходит из того, что при таких разногласиях, проведение экспертизы — обязанность продавца.
Эксперту ставятся следующие вопросы:
- имеется ли у представленного на экспертизу товара недостаток;
- является ли этот недостаток существенным, сильно затрудняющим или делающим невозможным использование товара по назначению;
- причина возникновения недостатка: является ли он браком производства, следствием неправильной транспортировки или хранения продавцом, возник из-за неправильного обращения с товаром покупателя.
Полезно знать
Расходы по оплате экспертизы берет на себя продавец. Если экспертиза выяснит, что недостаток возник по вине покупателя, - последнему придется возместить стоимость экспертизы.
Где можно выполнить независимую экспертизу
Чтобы экспертиза была официальной и могла служить доказательством позиции в суде, проводить ее должна организация, отвечающая следующим требованиям:
- располагать специалистами по оценке данного вида товаров;
- опыт и репутация;
- независимость — между экспертной организацией и сторонами спора не должно быть отношений власти-подчинения; у эксперта должна отсутствовать заинтересованность в результатах экспертизы.
Такие организации бывают как коммерческие, так и государственные.
Полезно знать
При Союзе потребителей России существуют Фонд «Центр Независимой Потребительской Экспертизы», осуществляющий экспертизу потребительских товаров и выступающий третьей стороной в спорах продавцов и покупателей.
Продавец передает товар на экспертизу в сервисный центр. Результат такой экспертизы может вызывать сомнения, потому покупатель имеет право провести собственную экспертизу либо обратиться в суд. В рамках разбирательства, по ходатайству истца, суд назначит повторную экспертизу товара. Выбор экспертной организации будет утверждаться судом с учетом мнения обеих сторон.
Порядок проведения
В соответствии с положениями Закона о защите прав потребителя, покупатель вправе присутствовать при экспертизе товара. Продавец обязан сообщить покупателю время и место проведения экспертизы, а также наименование экспертной организации.
Полезно знать
В ходе осмотра экспертом товара, покупатель может не только наблюдать за происходящим, но и участвовать: просить разъяснений тех или иных умозаключений эксперта, задавать вопросы, вносить ходатайства о проведении дополнительных экспертных мероприятий.
На основании проведенного осмотра, экспертом составляется акт. Этим документом фиксируются результаты осмотра, без каких-либо выводов. Акт содержит следующую информацию:
- время и место экспертизы;
- список присутствующих лиц;
- описание товара;
- информация о заводских пломбах их целостностности;
- установленные недостатки товара;
- ходатайства и заявления участвующих лиц;
- замечания внесенные в акт присутствующими лицами;
- подписи эксперта и участвующих лиц.
Полезно знать
На месте проведения экспертизы покупателю нужно внимательно ознакомиться с актом и, при необходимости, внести коррективы. От того насколько полно акт отражает позицию покупателя, может зависеть успех отстаивания потребительских прав.
На основании информации, изложенной в акте, эксперт делает выводы по существу заданных вопросов, тем самым разрешая спор в пользу покупателя или продавца. Выводы эксперта излагаются в экспертном заключении, которое должно содержать:
- время и дату заключения;
- наименования инициатора экспертизы;
- перечень заданных эксперту вопросов;
- описание спорного товара;
- результаты осмотра товара;
- выводы, к которым пришел эксперт.
Полезно знать
Выводы оформляются как ответы на вопросы, заданные эксперту в рамках проводимого исследования. На каждый вопрос эксперт обязан дать отдельный ответ.
После окончания экспертизы покупатель вправе требовать у продавца предоставления экземпляров экспертного заключения.
Аналогичный порядок соблюдается, если экспертизу инициирует покупатель. Но с тем лишь исключением, что хлопоты по организации экспертизы, оповещению второй стороны и первоначальной оплате ложатся на покупателя. Если экспертиза, проведенная надлежащим образом, постановит вину продавца, стоимость экспертизы, проведенной покупателем, можно взыскать в судебном порядке одновременно с исполнением требований, возникших в связи с некачественностью товара.
Сроки проведения экспертизы
Срок проведения экспертизы по Закону о защите прав потребителей различен и зависит от требований, выдвигаемых покупателем при возврате товара:
- если требование денежно, срок экспертизы составляет 10 дней;
- если покупатель требует замены бракованного товара — 20 дней;
- если покупателю необходим ремонт некачественного товара — 45 дней.