Административно-правовой спор - правовой конфликт, возникающий в ходе осуществления государством управленческой функции. Существенными признаками данного спора являются:
- один из субъектов правоотношения - административно-публичный орган власти;
- причина спора - вопрос законности правовых актов, действий/бездействий органа государственной власти .
Административный спор регулируется нормами административного права в рамках действующего КоАП РФ и нормативно-правовых актов. Ранее процедуру разрешения обозначенного спора регламентировали Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы.
Обратите внимание!
Гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать акты органов власти (государственных и муниципальных) в случае нарушения личных прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.
Основные виды административно-правовых споров
Руководствуясь ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), выделяют 4 вида споров:
- оспаривание нормативно-правовых актов;
- обжалование решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных функцией управления;
- защита избирательных прав граждан и права на участие в референдуме;
- присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Основания возникновения
В зависимости от объективной стороны конфликта основаниями для возникновения споров выступают:
- принятое решение/действие органа управления напрямую нарушает право лица, в отношении которого действует;
- принятое решение/действие органа управления не соответствует действующему законодательству;
- процедура принятия решения/действия органа управления нарушает закон.
Обратите внимание!
В процессе разрешения административного спора, по общему правилу, ответчиком выступает публичный орган власти.
Сторонами в административном деле согласно закону являются:
- истец - обращается в суд за защитой нарушенных прав;
- ответчик - лицо, к которому предъявлены требования в рамках искового заявления;
- заинтересованные лица - те, чьи права могут быть затронуты в процессе разрешения спора между истцом и ответчиком;
- иные участники рассмотрения - представители, эксперты, специалисты, свидетели, переводчик, секретарь судебного заседания.
Представители
После выхода нового КАС РФ претерпел изменения институт представительства в рассматриваемых спорах: юридическую помощь в рамках процесса могут оказывать только дипломированные специалисты.
Обратите внимание!
Представителями в суде выступают адвокаты (при предоставлении нотариально заверенного документа, подтверждающего его статус) и иные представители, имеющие высшее юридическое образование. Юристы, не подпадающие под указанные критерии, не допускаются к судебному разбирательству.
Административный порядок разрешения споров
По общим правилам судопроизводства в пределах рассматриваемой темы возбуждению дела предшествует подача искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа. Важным условием разрешения административного спора является правовая оценка поведения сторон, участвующих в деле. Таким образом, рассматриваемая жалоба на неправомерное действие должностных лиц может быть либо удовлетворена, либо действие лица признано законным.
Судебный приказ
Судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций ( ст. 123.1. КАС РФ). Заявление о вынесении судебного приказа подаются мировому судье вместе со всеми прилагаемыми документами.
Производство в рамках судебного приказа предусматривает некоторые особенности:
- судебного разбирательства нет;
- вызова сторон в суд нет;
- срок выдачи приказа - пять дней;
- судебный приказ одновременно является исполнительным документом.
Если требования заявителя не касаются обязательных платежей и санкций, производство по указанному спору возбуждается на основании предъявления заявления по общим правилам.
Исковое заявление
Перечень требований, предъявляемых заявителем в исковом заявлении к ответчику:
- признать недействующим нормативный акт;
- признать незаконным решение/действие/бездействие;
- обязать совершить действие/принять решение;
- обязать воздержаться от совершения действия/принятия решения;
- решить вопрос наличия/отсутствия полномочий на совершение действия/принятия решения.
Перечень является открытым, что позволяет заявителю обратиться в судебные органы и по иным основаниям, соответствующим нормам закона. Форма и содержание искового заявления существенно не отличается от заявлений, предусмотренных ГПК РФ. До подачи искового заявления предусмотрен порядок обязательного претензионного урегулирования спора, предусмотренный федеральным законодательством.
Подведомственность
Дела по перечисленным требованиям принимаются к рассмотрению и рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ.
Мировые судьи рассматривают требования о вынесении судебного приказа. Верховные краевые и областные суды разрешают споры «особой важности» (например, касающиеся государственной тайны, о прекращении деятельности средств массовой информации), Верховный суд Российской Федерации - об оспаривании актов Президента, Правительства, Генеральной Прокуратуры и прочих государственных структур высшего уровня. Основная масса дел находится в производстве у районных судов.
Процессуальные сроки
По общим правилам процессуальные сроки исчисляются с момента подачи искового заявления и не могут составлять более двух месяцев при рассмотрении дела районными судами, трех месяцев - Верховным Судом РФ.
При наличии многочисленных участников судебного процесса, либо заявленных в рамках одного дела нескольких требований, значительного объема исследуемых судом доказательств, а также обстоятельств, влекущих необходимость подготовки дела к судебному разбирательству, сроки увеличиваются. Решение о продлении принимает председатель судебного заседания, срок продления не должен превышать одного месяца.
По итогам разбирательства судом выносится мотивированное решение. В случае несогласия с принятым решением у сторон есть 30 дней на подачу апелляционной жалобы в Верховный краевой/областной суд в случае рассмотрения дела в суде общей юрисдикции. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу. Дальнейший пересмотр решения предусмотрен в судах кассационной инстанции и в порядке надзора.
Отдельные категории дел
КАС РФ регламентированы процедуры разрешения споров по отдельным категориям дел (оспаривание нормативно-правовых актов, содержащих разъяснения законодательства, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и др.). Процедуры рассмотрения определенных категорий дел предусматривают отдельный порядок в рамках судопроизводства.
Нормативная база, регулирующая разрешение административных споров, претерпела существенные изменения, а судебная практика сложилась далеко не по всем вопросам. Только грамотное и тщательное изучение норм в сфере административного права позволит предотвратить незаконное посягательство на ваши интересы. Поэтому очень важно обратиться за помощью к нашим квалифицированным юристам в Москве, которые в кратчайшие сроки подготовят необходимые документы в суд, проанализируют и исследуют материалы дела, на основании которого выстроят грамотную позицию для разрешения возникшего административного спора.