Правоотношения в сфере регулирования торговых отношений и действия таможенных тарифов регламентируются Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС). Полномочия, задачи и правоохранительная деятельность таможенных служб каждой из стран, входящих в состав таможенного союза, определены его территориальным законодательством (ст. 6 ТК ТС). Под общее правило подпадает и процедура обжалования решения (действий или бездействия) таможенного органа в соответствии со ст. 9 ТК ТС.
Право на обжалование - необходимый инструмент восстановления правового положения, существовавшего до совершения неправомерных действий или бездействия таможенного органа и минимизации последствий.
Рассмотрим механизм обжалования подобных решений в рамках применения Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ).
Обжалование решений действий таможенных органов
Доступность процедуры обжалования характеризуется неограниченным кругом лиц, наделенных правом подачи жалобы. Ст. 36 Закона № 311-ФЗ презюмирует недействительность отказа в предоставлении подобного права.
Порядок подачи жалобы определяет ее заявитель (ст. 37 Закона № 311-ФЗ). По выбору заявителя жалоба может быть подана как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд (арбитражный или общей юрисдикции). Причем одна и та же жалоба может быть подана как одновременно в указанные структуры, так и по отдельности.
Обратите внимание!
Решения таможенного органа, принятые в рамках совершенного административного правонарушения, подлежат специальной процедуре обжалования в рамках действия административного законодательства.
Ст. 49 ТК ТС предусматривает также упрощённый порядок оспаривания, выражаемый в устной жалобе руководителю должностного лица, который принял спорное решение. Существенное условие подобного порядка рассмотрения - стоимость товаров не может быть выше 1,5 млн рублей или количество - больше 1 транспортного средства.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы
Заявитель по своему усмотрению направляет жалобу:
- непосредственно в таможенный орган, который принял решение или в чьем подчинении находится должностное лицо, действия или бездействие которого подлежит обжалованию;
- в вышестоящий таможенный орган напрямую;
- в суд согласно подсудности.
При нахождении жалобы на рассмотрении и в таможенных органах и в суде, таможенный орган правомерно отказывает в рассмотрении жалобы (ст. 44 Закона № 311-ФЗ).
Срок подачи жалобы ограничивается тремя месяцами (ст. 40 Закона № 311-ФЗ). Отсчет срока производится с даты, когда о нарушении стало известно заявителю, либо с даты истечения срока, отведенного для принятия решения уполномоченным органом по вопросу заявителя (что свидетельствует о бездействии). Если у заявителя имеются основания утверждать, что указанный срок был пропущен по уважительным причинам либо ввиду обстоятельств, не зависящих от его волеизъявления, жалоба подлежит рассмотрению в общем порядке и после истечения 3 месяцев (ст. 41 Закона № 311-ФЗ).
Обжаловать решения таможенных органов и их должностных лиц могут как юридические, так и физические лица, как лично, так и через своих представителей. Представительство в вопросах таможенного регулирования - необходимый элемент защиты нарушенных прав. Перед подачей заявления юрист должен проверить, отвечает ли жалоба установленным требованиям закона:
- жалоба подана в установленный срок;
- соблюдены требования к форме и содержанию жалобы (ст. 42 Закона № 311-ФЗ);
- предмет обжалования подпадает под юрисдикцию органа, у которого она находится на рассмотрении;
- жалобу подписывает и подает уполномоченное лицо;
- по указанному спору ранее не принято решение;
- юридические факты (принятие решения, действия, бездействие таможенного органа и должностных лиц) обоснованы наличием доказательств.
Если таможенный орган отказывает в принятии жалобы, подобное решение может быть также обжаловано через суд либо в вышестоящий таможенный орган. Если таможенный орган принял жалобу для последующего рассмотрения, спор будет рассмотрен в срок, не превышающий одного месяца с возможностью его продления не более, чем на аналогичный срок.
В качестве примера рассмотрим наиболее распространенный вид жалобы на действия, бездействие и в отношении решений таможенного органа - оспаривание корректировки таможенной стоимости (ст. 112 ТК ТС). Удовлетворение подобной жалобы позволяет заявителю уменьшить обязательные платежи, предусмотренные таможенным законодательством.
Суть спора - декларанты (лица, осуществляющие межгосударственное перемещение товаров) в рамках установленных таможенным органом форме и порядке рассчитывают и заявляют стоимость товаров при пересечении границы. Должностные лица таможенной службы в результате анализа документов выявляют несоответствия либо ошибки в оформлении деклараций. В рассматриваемом случае заявителю жалобы достаточно доказать соответствие представленной информации в рамках проведенной сделки относительно декларируемых товаров.
Обжалование решений таможенного органа и его сотрудников - распространенная мера воздействия на недобросовестное выполнение своей работы со стороны уполномоченных служб. Процедура оспаривания четко регламентирована нормами действующего законодательства, на рассмотрение жалоб отведены относительно непродолжительны сроки, - все это в должной мере упрощает юристу работу и увеличивает вероятность удовлетворения жалобы.
11 апреля 2017 года в Москве был подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который установит новый порядок межгосударственного сотрудничества, а ТК ТС утратит свою силу. Отслеживание подобных изменений и изучение принятых норм - неотъемлемая часть работы профессионала в сфере юридической помощи. Специалисты нашего сайта готовы оказать квалифицированную поддержку и помощь в обжаловании незаконных решений как в рамках действующей системы, так и той, которая будет принята под влиянием новелл в законодательстве.
Образец заявления
Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.
Бланк доступен для скачивания и просмотра.
Скачать образец жалобы на решение таможенного органа (.docx)