Отсутствие свидетельства о наследовании не означает, что у правопреемника не будет наследственных прав. Свидетельство от нотариуса о наследстве дает преимущества в процессе оформления владения и пользования полученными активами. Прежде чем перейти к сбору необходимой документации, нужно понять, что такое свидетельство о наследстве и что дает его наличие.
Что такое наследственное свидетельство
Это официальный документ, подтверждающий право гражданина владеть и распоряжаться имуществом, перешедшим ему по наследству от умершего человека. Свидетельство о наследовании не является подтверждением права собственности на имущество. Переход данного права фиксируется в других инстанциях: в Ростреестре — если дело касается объекта недвижимости, в ГИБДД — если переоформляется транспортное средство, и т.д.
Обратите внимание!
Существует два вида наследования: по закону и по завещанию.
В первом случае имущество распределяется исключительно между родственниками и иждивенцами усопшего согласно 8 очередям наследования. На первой ступени стоит ближайшая родня: второй супруг, родители, дети. Если граждан данной категории нет, наследование переходит дальше.
Наследование в соответствии с завещанием предполагает оформление специального документа, в котором гражданин перечисляет всех правопреемников и определяет долю наследства для каждого из них. Воля завещателя практически не ограничена. Он может отписать свои активы родственникам, друзьям, знакомым или незнакомым людям и даже передать государству.
В зависимости от порядка наследования, свидетельство оформляется в одном из двух видов:
- Подтверждающее право на наследство по закону.
- Наследственное свидетельство согласно распорядительному документу — завещанию.
Бланк требуется лишь в случае, когда наследники производят различные регистрационные действия с имуществом погибшего. Например, просто жить в квартире наследодателя можно без оформления документа. Но если правопреемник решит сделать перепланировку, без наследственного свидетельство не обойтись.
Как и когда получить свидетельство о наследстве
Всеми наследственными делами занимается нотариус. Получить свидетельство можно по истечению 6 месяцев с даты смерти человека, оставившего свои активы потомкам. За это время могут обнаружиться наследники, о которых ранее ничего не было известно.
Порядок выдачи свидетельства о наследстве
Процедуру оформления документа можно условно разделить на несколько этапов.
Этап 1 — Получение свидетельства о смерти
Правопреемникам необходимо получить документы, подтверждающие гибель наследодателя. Для этого следует обратиться в ЗАГС по месту последней регистрации усопшего с документами:
- Два паспорта — наследника и погибшего человека.
- Справка о смерти, выданная в МОРГе.
- Если человека признавали погибшим через суд, потребуется соответствующий судебный вердикт, вступивший в законную силу.
Сотрудник ЗАГСа примет и проверит документы. Он оставит паспорт наследодателя в учреждении, а взамен выдаст свидетельство о смерти. Как правило, документ оформляется в день обращения. Выдача облагается госпошлиной.
Этап 2 — Уточнение формы наследования
Если усопший гражданин оформил завещание, он может сообщить о его наличии правопреемникам двумя способами:
- Передать им 1 экземпляр документа. Второй оригинал хранится у нотариуса.
- Сказать адрес нотариальной конторы, в которой находится завещание. С согласия наследодателя специалист выдаст каждому правопреемнику копию распорядительного документа.
Если правопреемники точно не знают, было ли оформлено завещание, необходимо посетить нотариальную контору по месту последней регистрации покойного. Специалист найдет сведения в базе и даст верный ответ. Чтобы просто уточнить информацию, можно обратиться в любую нотариальную контору, так как база для всех едина. Остальными процедурами будет заниматься нотариус:
- у которого находится завещание усопшего;
- расположенный по месту его последней прижизненный регистрации или нахождения самого дорогого имущества.
Этап 3 — Открытие наследства
Прежде, чем вступить наследство, его необходимо открыть. Для этого нужны:
- личный паспорт правопреемника;
- завещательный документ — если есть;
- копия свидетельства о смерти из ЗАГСа;
- документы на активы, которые находились в собственности усопшего и перешли к заявителю по наследству.
Этап 4 — Подача заявления на выдачу свидетельства
Для этого необходимо прийти в нотариальную контору и написать заявление о согласии на принятие активов умершего гражданина. В документе указываются сведения нотариуса, личные данные наследодателя и правопреемника, выражается согласие на принятие наследства, ставится дата и подпись.
За подачу заявления придется уплатить госпошлину в размере 300 руб. Если человек не может заниматься оформлением наследства лично, он может делегировать свои полномочия третьему лицу, оформив на него нотариальную доверенность.
Этап 5 — Принятие наследство
Если все предыдущие этапы завершились успешно, правопреемник может получить свидетельство в любой момент по окончании шестимесячного периода с даты открытия наследственного дела. По объективным причинам указанный срок может быть увеличен или уменьшен. Главное основание для ускорение выдачи свидетельства — острая необходимость в его получении. Например, если правопреемнику необходимо уехать в другую страну, либо он страдает неизлечимой болезнью, от которой скоро умрет. Уменьшение сроков возможно лишь при соблюдении 3-х условий:
- Гражданин является единственным наследником.
- Если оформлялся завещательный документ, он составлен согласно всем законодательным правилам.
- Нотариусу удалось сформировать четкий список всех наследуемых активов.
Основная причина увеличения сроков оформления наследственного документа – отказ перечисленных в завещательном документе наследников от своих прав и поиск других претендентов.
Выдача свидетельства платная. Нотариальный тариф зависит от близости родства и цены имущества:
- для ближайших родственников – 0,3% от стоимости собственности. Максимальная сумма – 100000 руб.;
- для остальных правопреемников – 0,6%, но не больше 10000000 руб.
Что делать после получения
После того, как правопреемник оформил документ, подтверждающий его наследственное право, ему необходимо начинать перерегистрацию имущества на свое имя. С момента перехода права собственности гражданин приобретает все права и обязанности законного владельца данных активов.