Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Причины большинства автомобильных аварий, связаны с человеческим фактором – водитель был невнимателен, неверно рассчитал скорость или расстояние, нарушил правила маневрирования или позволил себе сесть за руль в нетрезвом виде. Но нередки и ситуации, когда именно дорожные условия, сопутствующие ДТП, являются первопричиной ущерба для транспорта. Компенсировать затраты на ремонт машины и лечение потерпевших поможет акт выявленных недостатков в содержании дорог, составленный сотрудниками ГИБДД на месте происшествия.

Дорожные условия, сопутствующие ДТП

Согласно действующей нормативно-правовой базе, все дороги страны находятся в собственности или пользовании:

  • федеральных структур;
  • органов региональной или муниципальной власти;
  • частных лиц или коммерческих структур.

Балансодержатели выполняют работы по поддержанию трасс и улиц в технически исправном состоянии. Общий контроль над безопасностью дорожного движения, в том числе и с точки зрения состоянии дорожного полотна, осуществляет Госавтоинспекция. Административный порядок проведения контрольных мероприятий в вопросах качества дорог установлен приказом МВД №380. Сотрудники полиции проводят плановые инспекционные выезды, в том числе и в составе совместных комиссий с представителями местных органов власти и других структур, а также внеплановые выезды, связанные с поступившими обращениями граждан и юрлиц, или в связи с необходимостью обследовать участок, где произошло ДТП. Кроме того, Федеральное дорожное агентство ведет собственный учет и анализ аварийности на дорогах, для разработки технических мероприятий по совершенствованию дорожной сети.


Под определением «дорожные условия, сопутствующие ДТП» понимается характеристика транспортной магистрали в момент аварии, с учетом технических, погодных и иных факторов. Выехавшие на место аварии сотрудники Госавтоинспекции, или прибывшие на плановую или внеплановую выездную проверку, должны проверить участок дороги с точки зрения:

  • видимости, геометрии дороги и радиусов поворотов;
  • ширины покрытия и обочины, высоты насыпи, уклонов;
  • наличия средств водоотведения, свойств сцепления дорожного покрытия, ровности и ширины колеи;
  • наличия и габаритов и дорожных сооружений, рекламных объектов, элементов дорожной инфраструктуры;
  • объема повреждений дороги, земляного полотна и других элементов.

В холодный сезон в зону внимания инспекторов должны попадать соблюдение организациями, контролирующими дороги, требований по снегоочистке, ликвидации гололеда и прочих норм безопасности. Каждый параметр оценивается по действующим ГОСТам. Например, Р 50597-2017 непосредственно на дорожное полотно, обочины, Р 52289-2004 — на светофоры и знаки, и так далее.

Все выявленные нарушения фиксируются в специальном акте, на основании которого организация-балансодержатель дороги или конкретного участка может быть привлечена к административной ответственности

Кроме того, если полиция придет к выводу, что небезопасное состояние транспортной магистрали стало причиной ДТП, владелец авто имеет право на возмещение ущерба от собственника дороги. Проблемы с дорожным покрытием, выявленные инспектором, также фиксируются в протоколе осмотра места аварии и извещении для страховой компании, которое заполняют водители


Акт обследования автомобильных дорог, образец

Шаблон акта, который полицейские должны составить по выявленным неполадкам в дорожном оснащении, представлен в приложении №4 к упомянутому приказу МВД. Документ может охватывать как один участок, например, где произошла авария, так и ряд улиц и дорог, если проверялась работа конкретного автодорожного предприятия или отдельный маршрут.

Акт начинается с названия, размещенного вверху листа по центру. Затем сотрудник ГИБДД указывает:

  • собственные Ф.И.О., должность, звание;
  • улицу или дорогу, километр, название или номер ж/д переезда, которые были обследованы;
  • обнаруженные недостатки - например, отсутствие освещения, появление выбоины или гребенке на асфальтовом покрытии с замерами глубины и прочих параметров;
  • ссылки на ГОСТы, регламентирующие требования к объектам, на которых выявлены недостатки;
  • сведения об использованных средствах фото или видеофиксации;
  • дату и время составления документа.

Внизу бланка ставится подпись составившего акт сотрудника и других должностных лиц, если проверка осуществлялась комиссией. Познакомиться с примером акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог можно здесь

Акт обследования мостов, образец

Требования к безопасности строительства и содержания автодорожных, пешеходных и иных мостов, дополняющих автотранспортную инфраструктуру, а также к виадукам, эстакадам и прочим сооружениям регламентированы ГОСТ 33178-2014.

При плановой проверке или в случае аварии, сотрудники ГИБДД уделяют внимание:

  • заявленной грузоподъемности и прочности конструкции, установке соответствующих знаков;
  • наличию ограждений, поверхностного водоотвода, дренажа или иной системы;
  • освещению в темное время суток и другим факторам.

Выявленные несоответствия стандарту актируются по вышеуказанному образцу. При необходимости сотрудники ГИБДД имеют право ограничить движение или изменить его организацию на опасном участке.

Компания, ответственная за содержание аварийно опасного участка, может быть привлечена к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ. Непринятие должных мер для поддержания объекта в безопасном состоянии влечет штрафы в размере:

  • 20-30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 200 - 300 тысяч рублей для юридических лиц.

Если в результате такого бездействия пострадали люди, размер взыскания возрастет до 50-100 тысяч для руководства и 400-500 тысяч для юридического лица при легких и средних травмах у потерпевшего. Если на небезопасном участке дороги водители, пассажиры или пешеходы получат тяжелые увечья или смертельные травмы, должностные лица компании, ответственной за территорию, могут быть привлечены к уголовной ответственности по частям 2 или 3 статьи 293 за халатность. При получении травмы одним гражданином, санкции статьи предусматривают наказание в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет с возможным последующим запретом на занятие определенных должностей. При тяжелых ранениях или смерти двух и более лиц, максимальный срок лишения свободы составит 7 лет

Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.