Большинство мелких и крупных заведений розничной торговли стараются запретить съемку на своей территории. Мол, такие правила поведения в магазине – ничего не поделаешь: или смиритесь и получите у руководства разрешение, или покиньте помещение! А иначе могут и камеру отобрать, и полицию вызвать, и даже из магазина выволочь под белые рученьки… А что, если мы скажем, что видеосъемка в магазине без разрешения – это законно?! И вот почему.
Снимать магазин – можно
Дело в том, что право на поиск, получение и сбор гражданами информации обеспечивается Конституцией (ч. 4 ст. 29 КРФ). Они могут извлекать ее из любых источников и собирать ее любым способом, который не противоречит закону. При условии, конечно, что такая информация не является охраняемой или предметом государственной, коммерческой или иной тайны (п. 1 ст. 8 ФЗ № 149 от 27.07.2006).
Помещение магазина, как и размещенные в нем товары, являются общедоступными и не содержат каких-либо тайн. Вход в магазин свободный, а значит доступ к информации тоже свободный, запрещать съемку нельзя (решение Рудничного райсуда г. Кемерово № 2-436/2012 от 02.03.2012). Тем более что по закону видеосъемка в магазине вообще может рассматриваться как реализация права потребителя!
Так, покупатель имеет право на получение достоверной информации о продавце, а также любой информации о товарах, необходимой для совершения потребителем правильного выбора (ст. ст. 8, 10 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей», ЗОЗПП). То есть, закон гарантирует, что информация о торговом зале (о продавце) и размещенных в нем товарах является общедоступной и не может быть конфиденциальной. Поэтому видеосъемка в частном магазине – лишь способ получения такой информации в целях совершения потребителем правильного выбора. И если кто-либо пытается запретить снимать, он нарушает права , ему угрожает админответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП.
Снимать сотрудников – можно, но не всегда
Если на фото или видео попадают сотрудники магазина, однозначно обозначить законность съемки нельзя. И вот почему.
С одной стороны, когда мы говорим о съемке беседы с консультантами или решении спорного вопроса с администратором магазина, ее можно считать законной. Любой такой разговор – это уже услуга, а значит, на нее тоже распространяется право потребителя на получение достоверной информации. Например, в магазине можно вести видеосъемку беседы с заведующим, чтобы представить ее в качестве доказательства в суде. Или сделать правильный выбор, это тоже подходящий аргумент.
С другой стороны, целенаправленная съемка может нарушать требования ст. 152.1 ГК о защите изображения лица от несанкционированного использования. То есть, когда речь не идет о защите прав потребителя, съемка сотрудников магазина запрещена!
Так, правомерным наличие на видео и фото работников магазина можно считать, если:
- Они попали в кадр случайно.
- Съемка в их отношении велась в целях получения потребителем информации о товарах, услугах или продавце.
- Сотрудник магазина дал на съемку согласие.
- Съемка велась в целях защиты правопорядка (п. 44 Постановления Пленума ВС № 25 от 23.06.2015).
Съемка покупателей
Похожим образом регулируется вопрос видеосъемки покупателей в магазине. Правомерным их участие на видео будет либо при условии получения согласия на съемку, либо если они попали в кадр случайно. Например, если вы снимали торговый зал, товары и ценники, а другой посетитель попал на видео, проходя мимо. В этом случае изображение гражданина будет таким, которое получено в месте, доступном для свободного посещения (п. 2 п ч. 1 ст. 152.1 ГК).
По отношению к ним любой другой покупатель не будет считаться потребителем, поэтому целенаправленно снимать других посетителей магазина, обосновывая это необходимостью получения информации о товарах и продавце, не получится. Исключение – если съемка вызвана необходимостью защиты публичных интересов и правопорядка.
Что делать, если запрещают снимать?
Итак, вы решили снять видео в супермаркете. Но к вам подходит охранник и сообщает, что по внутренним правилам установлен запрет фото- и видеосъемки в магазине. Что делать:
- Продолжать снимать общение с сотрудником, стараясь избегать конфликта. Если он настроен агрессивно – продолжать снимать скрыто.
- Объяснить сотруднику, что съемка ведется законно, в целях получения информации, необходимой потребителю для совершения правильного выбора.
- Сообщить сотруднику, что создание препятствий – нарушение прав потребителя, за которое ч. 1 ст. 14.8 КоАП предусмотрена административная ответственность.
- Оставить отзыв в книге жалоб и предложений.
- Продолжают препятствовать? Покиньте магазин. Главное, чтобы запись с поведением сотрудников сохранилась.
- Обратиться в Роспотребнадзор с жалобой. Ее можно подать онлайн. Параллельно можно подать жалобу в прокуратуру и обратится в общество по защите прав потребителей. Там дадут подробную консультацию, при необходимости – помогут составить исковое заявление и обратиться в суд для взыскания возмещения.