Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Дебиторская задолженность – это все долги, которые причитаются компании со стороны организаций и физических лиц.

Дебиторская задолженность представляет собой часть оборотных активов, размер напрямую влияет на финансовую устойчивость предприятия, поэтому важно постоянно держать её под контролем.

Методы контроля дебиторской задолженности:

  • регулярная, не реже раза в месяц, инвентаризация дебиторских долгов и составление их реестра;
  • расчет максимально допустимого уровня задолженности, выраженный в денежном эквиваленте;
  • разработка конкретных условий и процедуры предоставления отсрочки платежей разным группам клиентов.

Задолженность появляется в тот момент, когда услуга или товар предоставлены, а оплата за них не произведена.


Понятие и виды дебиторской задолженности

На практике выделяется несколько классификаций дебиторской задолженности.

По срокам погашения:

  • краткосрочная (долги, которые должны быть выплачены в течение года после образования долга);
  • долгосрочная (срок погашения от года и больше).

По своевременности оплаты:

  • нормальная задолженность – это долг по обязательству, срок исполнения по которому еще не наступил;
  • просроченная. Под данным видом понимается задолженность по которой истек срок погашения.  

В свою очередь просроченная дебиторская задолженность бывает сомнительная и безнадежная. Сомнительный долг – это не обеспеченный залогом, поручительством или банковской гарантией долг, по которому истек установленный срок исполнения.


К безнадежной задолженности относят долги:

  • по которым истек срок исковой давности – 3 года;
  • если денежные средства должника, находятся в банке, у которого отозвана лицензия. Здесь возможно два пути развития событий в зависимости от дальнейшей «судьбы» банка. Если суд ликвидирует кредитное учреждение, то задолженность подлежит списанию на финансовые результаты компании. В случае реструктуризации банка фирма создает резерв по сомнительным долгам и ждет восстановления платежеспособности учреждения;
  • если организация-должник ликвидирована либо признана банкротом;
  • при невозможности взыскания судебным-приставом исполнителем. Например, если фирма находится под оперативным управлением.

Способы снижения рисков по невыплате дебиторской задолженности:

  • введение полной или частичной предоплаты;
  • отгрузка товаров и предоставление услуг по факту получения денег, а не по платежному поручению;
  • обеспечение в виде залога или поручительства;
  • аккредитив.
Обратите внимание! Если и покупатель, и поставщик/продавец не доверяют друг другу, то они могут обратиться к третьему лицу – банку. Кредитное учреждение «замораживает» часть средств на расчетном счете покупателя до момента поставки товара, а после получения подтверждения отгрузки переводит деньги поставщику.

Порядок взыскания

Первый этап - переговоры с контрагентами. При наличии встречной кредиторской задолженности в ходе переговоров можно договориться о взаимозачете требований. Если долг имеется только у одной стороны, в рамках переговоров должникам предлагается отсрочка платежей, бартер, расчет ценными бумагами. Пренебрегать данным этапом не стоит, так как иногда за задолженностью стоит человеческий фактор. Например, пропуск срока оплаты бухгалтерией, потеря акта выполненных работ. В таких ситуациях вопрос с погашением долга решается без конфликтов и обращения в суд.

Возможен также претензионный порядок. Направление претензии является обязательным этапом только в случае, если он прямо предусмотрен в тексте договора. Несоблюдение претензионного порядка является основанием для оставления иска без движения.

Претензия составляется в свободной письменной форме и направляется контрагенту заказным письмом с уведомлением либо вручается лично. В претензии обязательно должны содержаться: условия договора, по которым должник обязан перечислить денежные средства, требования с документальным подтверждением (акты сверки) и сроки их выполнения, ссылки на актуальное законодательство, последствия отказа от добровольного погашения долга – обращение в суд с иском о взыскании, исполнительное производство, возможное банкротство.  

Обратите внимание! Претензия – это не формальность и не перечень «угроз». Аргументировано составленный документ, предлагающий обоюдную выгоду от досудебного решения конфликта, позволяет избежать затрат времени и средств на судебные тяжбы.

Если задолженность возникла у дочерней структуры или филиала, то имеет смысл обратиться в головной офис. Если компания крупная и дорожит своей репутацией, то представители компании сами будут рады решить вопрос долга без обращения в суд.

Если мирно урегулировать конфликт не получилось, обращайтесь в суд. Основаниями для подачи искового заявления будут:

  • требования, указанные в претензии, не исполнены в установленный срок;
  • ответ контрагента на претензию противоречит интересам кредитора;
  • должник погасил задолженность не в полном объеме.
Иск подается по месту постоянного нахождения ответчика - в арбитражный суд по месту регистрации компании. Если должник физическое лицо, то по месту постоянной регистрации ответчика: к мировым судьям при цене иска до 50 тысяч рублей или в суд общей юрисдикции, если сумма больше.

Доказательная база:

  • учредительные документы организации;
  • договор между истцом и ответчиком о поставке товаров/предоставлении услуг. Отсутствие договора не является препятствием к взысканию дебиторской задолженности. При его отсутствии следует опираться на бухгалтерские документы;
  • первичная документация, подтверждающая наличие задолженности: акт сдачи-приемки, товарная накладная, счет-фактура;
  • акт-сверки;
  • копия претензии, направленной ответчику и ответ на нее (при наличии);
  • квитанция об уплате государственной пошлины. Сумма госпошлины рассчитывается исходя из ст.333.21 и 333.22 НК РФ.

В соответствии со ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок рассмотрения дела – 3 месяца. Период может быть увеличен до 6 месяцев при большом количестве участников процесса и особой сложности дела. В суде общей юрисдикции и у мировых судей дела рассматриваются до 2 месяцев. Обратите внимание! Заявление вступает в законную силу через месяц после принятия.

Обеспечительные меры

При наличии опасений, что должник может «избавиться» от имущества, чтобы не платить долги, подайте в суд ходатайство о принятии обеспечительных мер. Направить заявление можно в любой момент, начиная от подачи иска и до принятия решения по делу. К обеспечительным мерам относится арест счетов, недвижимости, транспортных средств, запрет передачи на хранение движимого имущества. Применение обеспечительных мер требует оплаты отдельной госпошлины в размере 2000 рублей.

В соответствии со ст. 177 УК РФ предусмотрена ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Она применяется по задолженности по любым гражданско-правовым договорам: поставки, доставке, оказанию услуг и так далее. Для того, чтобы дело было квалифицировано по данной статье, необходимо соблюдение двух условий:

  • крупный размер долга – более 2 миллионов 250 тысяч рублей;
  • злостность.

Четкого определения злостности закон не дает. Суды исходят из того, что деяние признается злостным, если у лица есть прямой умысел не платить долг при наличии реальной возможности сделать это.

Обычно это выражается в том, что должник создает видимость отсутствия средств путем перечисления денег и передачи активов третьим лицам и компаниям. При этом предпринимательская деятельность должником осуществляется.

Инициатором обращения могут быть пострадавшая сторона, судебные приставы-исполнители, сотрудники правоохранительных органов. Серьезность наказания по ст. 177 УК РФ – от штрафа в размере 200000 рублей до 2 лет лишения свободы - заставляет многих руководителей компании добровольно исполнить решение суда.

Услуги по взысканию дебиторской задолженности и их стоимость

При обращении в юридические формы для оказания помощи по взысканию дебиторских долгов клиенты получают комплекс услуг, включающий:

  • подробную консультацию с изучением документов по делу;
  • сопровождение в ходе досудебного порядка урегулирования спора – составление и направление претензии, ведение переговоров с контрагентами;
  • подготовку искового заявление и доказательной базы;
  • подачу искового заявления в арбитражный суд;
  • представительство в ходе судебных заседаний;
  • обжалование решений суда во всех вышестоящих инстанциях;
  • сопровождение исполнения решения суда.

Стоимость напрямую зависит от объема заказанных услуг.

Обратите внимание! Существует 2 способа оплаты: фиксированная или в % от суммы иска.

На практике часто встречается смешанный способ оплаты: предоплата за совершение подготовительных действий (переговоры, направление претензии, подготовку искового заявления) и процент от суммы иска в случае выигрыша за представление интересов клиента в суде и в ходе исполнительного производства.

Преимущества обращения к специалисту

  • оценка реальности и рентабельности возврата долга;
  • повышение шансов решить вопрос в претензионном порядке, благодаря грамотно составленной претензии квалифицированным юристом;
  • помощь со «сложными» делами – отсутствие договора и других документов, подтверждающих долг усложняет процесс взыскания, с которым может справится только опытный юрист.
  • экономия времени - судебный процесс занимает много времени, которое руководителем предприятия может быть потрачено более эффективно;
  • помощь в исполнении судебного решения. Выиграть суд – это лишь половина дела, основная цель – добиться реального возврата долга в рамках исполнительного производства.
Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
8 499-577-04-56