Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Сертификация в предпринимательской деятельности является инструментом воздействия государства на порядок оказания предлагаемых услуг, изготовления необходимых товаров и выполнения требуемых работ. Механизм воздействия обуславливается установлением конкретных норм и стандартов, которым должен соответствовать конечный продукт деятельности. Подобное регулирование затрагивает всех субъектов правоотношений на равных условиях, но индивидуализирует требования применительно к конкретному объекту. В рамках процесса сертификации создаются специализированные органы, осуществляющие функции по оценке соответствия.

В прошлом веке подобная деятельность ассоциировалась с общеизвестным термином ГОСТ, рассмотрим, какие изменения претерпела система за последние 30 лет, какова актуальная схема ее осуществления, законодательная база и ответим на иные сопутствующие вопросы.

Правовая основа регулирования сертификации

Отсчет развития системы установления стандартов в современной России принято вести с момента вступления в силу Закона РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг». Закон впервые определил правовую базу для каждого из видов сертификации, ввел системный подход, расписал права, обязанности и ответственность участников правоотношений.

В 2002 году законодательная база претерпела изменения в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ), который на данный момент является основным регулятором деятельности, подлежащей сертификации. Закон № 184-ФЗ состоит из общих положений и технических регламентов, устанавливающих конкретные показатели соответствия.


Дополняет правовую базу Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон о ЗПП), выступающий, в первую очередь, в интересах самого уязвимого участника правоотношений - конечного потребителя.

В соответствии со ст. 4 Закон № 184-ФЗ в законодательство рассматриваемой сферы также включены иные нормативно-правовые акты РФ, содержащие положения о техническом регулировании, и акты рекомендательного характера органов исполнительной власти.

Виды сертификации

Обязательность сертификации предусмотрена ст. 7 Закона о ЗПП. В рамках Закона № 184-ФЗ сертификация видов деятельности подразделяется на добровольное подтверждение соответствия (ст. 21) и обязательное (ст. 23). Существенные отличия заключаются в следующем:

  1. Добровольный вариант - по инициативе заявителя, на основании договора с органом, оказывающим услуги по сертификации. Закон № 184-ФЗ предусматривает создание системы добровольной сертификации с занесением сведений в единый реестр. В случае подтверждения соответствия предоставляется сертификат соответствия.
  2. Обязательный вид регулирования соответствия производится согласно требованиям технических регламентов в двух возможных формах - с выдачей сертификата соответствия либо декларации соответствия. Главное различие представленных документов состоит в субъекте, несущем ответственность, - декларация выдается держателю готовой продукции, а сертификат - непосредственно производителю.

Как происходит процедура сертификации

В первую очередь процедуру сертификации проходит предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением конкретного продукта.


Обратите внимание!

Объекты, подлежащие обязательной сертификации, имеют свой номенклатурный номер и содержатся в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.

Поименованные в рамках данного акта продукты производства можно условно поделить на несколько групп:

  • продукция, производимая на основе использования природных ресурсов и результатов их переработки (например, электроэнергия, нефтепродукты);
  • металлические изделия (как болты, так и посуда);
  • медицинская продукция (вакцины, инструменты, препараты);
  • оборудование для осуществления технически сложных работ (горно-шахтное оборудование);
  • продукты питания (консервы, икра);
  • железнодорожное оборудование (тепловозы, электропоезда);
  • товары бытовой химии;
  • оружие и боеприпасы и иные объекты.

Обязательная сертификация оказания услуг и выполнения работ на настоящий момент упразднена. Фактически устранено государственное контролирование данных процессов, право сертифицирования своих услуг передано субъектам правоотношений.

Возможностью прохождения проверки на соответствие пользуются чаще всего организации, которые дорожат своей деловой репутацией. Спрос на услуги и работы сертифицированных фирм намного выше их несертифицированных конкурентов. Добровольная сертификация проводится в соответствии с рядом постановлений Росстандарта - Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии при Министерстве промышленности и торговли РФ.

Процедура сертификации отдельных видов деятельности регламентируется рядом постановлений Росстандарта (на момент их принятия - Госстандарта). Так, Постановление Госстандарта РФ от 10.05.2000 г. № 26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» определяет цели рассматриваемой процедуры, участников, аккредитованный орган сертификации, правила проведения работ и условия создания систем сертификации.

Остановимся подробнее на Постановлении Госстандарта РФ от 21.09.1994 г. № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации». Указанный документ определяет критерии, по которым проводится проверка на соответствие, требования, которым должны отвечать выдаваемые подтверждающие документы и поэтапно раскрывает саму процедуру.

Процедура носит заявительный характер и состоит из следующих этапов:

  1. Заявитель направляет пакет документов в аккредитованный орган.
  2. По результатам анализа документов в адрес заявителя направляется решение о проведении процедуры либо в мотивированном отказе в ней. В случае положительного решения аккредитованный орган предлагает схему проведения процедуры (всего утверждено 10 основных схем и 6 схем по анализу состояния производства), ряд испытательных лабораторий и органов, которые вправе произвести данную процедуру.
  3. Выбранная лаборатория проводит испытания предоставленного образца. Положительный результат будет достигнут в случае, если характеристики испытуемой продукции позволяют идентифицировать товар среди ряда схожих объектов, и он отвечает нормам безопасности. Возможно предъявление иных требований в связи со спецификой образца продукции.
  4. Результаты пройденных испытаний и вся сопутствующая документация подвергается оценке со стороны аккредитованного органа по сертификации. Положительная либо отрицательная оценка влияет на принятие решения о выдаче сертификата. В случае успешного прохождения процедуры указанный орган выдает сертификат и самостоятельно его регистрирует.

Процедура сертификации услуг и работ

В рамках оценки оказываемых услуг и выполненных работ действуют правила, принятые  Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 № 17. В целом, этапы прохождения процедуры схожи со схемой в отношении производимых продуктов. Основное отличие состоит в используемых схемах, как правило, используется 5 вариантов. В результате пройденных испытаний оценке подвергается сама оказываемая услуга/выполненная работа, ее результат, также может быть предусмотрен инспекционный контроль.

Следует отметить важность получения документов, подтверждающих высокий уровень ваших услуг и работ. От подобной процедуры напрямую зависит успешное развитие фирмы и увеличение клиентской базы.

Юридическая помощь в сертификации

В связи с тем, что процесс получения сертификата на соответствие установленным нормам в предпринимательской деятельности требует от заявителя точного соблюдения требований, прохождения всех требуемых этапов, необходимо обладать достаточным опытом и знаниями в рассматриваемой области. Возможные трудности могут возникнуть уже на этапе подготовки пакета документов. В большинстве случаев заявитель в данном вопросе обращается за помощью к специализированным организациям, практикующим быстрое и качественного оказание подобных услуг.

Помощь специалиста может заключаться как в разовой консультации по поводу возникшего спорного вопроса, так и в полном сопровождении всей процедуры. Первый вариант привлекателен своей относительно невысокой стоимостью по сравнение со вторым, но рассчитан на тех предпринимателей, которые ранее уже имели опыт сертификации своих товаров/работ/услуг, либо детально изучили весь процесс, включая сложившуюся практику.

Полное сопровождение - выход для тех, кто сталкивается с проблемой впервые. Этот вариант самый удобный, но и самый затратный. Репутация фирмы, предоставляющей услуги по сопровождению, ее местонахождение, условия предоставления услуг - часть факторов, из которых будет складываться окончательный размер вознаграждения.

Если вы не располагаете лишними денежными средствами и позволяете себе рационально экономить, то следует обратиться к услугам наших опытных юристов, специализирующихся на решении вопросов сертификации. Дистанционные консультации по своей информативности не уступает личным встречам, зато позволяют экономить время, силы и средства.

Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу по сертификации?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
8 499-577-04-56